Так уж сложилось, что чаще я встречаю материалы про современное искусство — их и публикую. Но это совсем не значит, что мне не интересна классика и промыслы, которые зародились много-много веков назад.
Сегодня я хочу рассказать об удивительном таланте китайских мастеров, которые умели и умеют создавать настоящие шедевры из кости. Рассказ будет не о резьбе по кости в целом, а об интересном ее направлении, которую из-за невероятной сложности назвали «работой демона».
Несмотря на устрашающее название техники, никаких страшных историй, связанных с ней, нет. Видимо, оно появилось из-за того, что работа, которую приходилось делать мастеру, была очень трудоемкой и тонкой — складывается ощущение, что без потусторонней помощи здесь не обошлось.
Расцвет искусства резьбы по кости в Китае наступил при правлении династии Сун (960 г. – 1279 г. н.э.). Самые блистательные и известные шедевры, появившиеся в то время — шары из слоновой кости. Эти невероятные творения представляют собой вложенные друг в друга полые шары, каждый из которых может вращаться независимо от других. При этом все шары украшены тонким витиеватым узором.
Первый такой шар содержал в себе два вложения. С течением времени мастера смогли изготавливать шары, состоящие из семи элементов.
Центром по производству многослойных ажурных шаров считается город Гуанчжоу, известный ранее как Кантон. Гуанчжоуский стиль резьбы развивался в течение нескольких столетий и его истоки восходят ко временам правления династий Мин (1368 г. – 1644 г.) и Цин (1644 г. – 1911 г.). Удивительные шары пользовались огромной популярностью и поэтому искусство резьбы по кости активно поддерживали.
В ХХ веке резчики, специализирующиеся на изготовлении таких шаров, достигли невероятного уровня мастерства. В 1977 году мастер Вэн Жунбяо из Гуанчжоу вырезал из кости шар диаметром пятнадцать сантиметров. Он состоял из сорока двух вложенных друг в друга подвижных элементов. Каждый слой был украшен тончайшим орнаментом, а центральный шар был толщиной с бумажный лист.
Вэн Жунбяо – резчик по кости в четвертом поколении. В 1915 году его отец получил международное признание на международной ярмарке в Панаме, вырезав 25 «шариков в шарике».
Немного об этапах работы.
Сначала мастер обрабатывает кусок кости и придает ему форму идеального шара.
Затем он просверливает в заготовке несколько отверстий конической формы, чьи вершины сходятся в центре заготовки.
Далее в каждом отверстии наносятся метки — столько, сколько шаров будет находиться внутри самого большого шара.
Специальным изогнутым резцом мастер вытачивает шары поочередно, начиная с внутреннего. Когда подготовка закончена, вращая и перемещая шары, умелец покрывает их резьбой.
Мастеру приходится полагаться лишь на чутье и опыт, так как проделанные отверстия не позволяют ему видеть, что происходит внутри шара. При этом ошибаться нельзя – иначе вся работа пойдет насмарку.
Вот такая удивительная техника и не менее удивительный результат, который вы сможете посмотреть в галерее ниже: