Загадка

Сегодня на повестке дня (или, скорее,вечера) у нас картинка-загадка. Что это такое?

Скажу лишь, что это немцы привезли Майсенские фарфоровые пласты и прокомментировали их: «Лишь настоящий керамист сразу определит, что это и как этим пользоваться».

Может быть, обратная сторона пласта поможет отгадать загадку?

А вот еще парочка подобных первой, пластин:

Непонятно? Вот и я не догадалась, хотя, к своему стыду, являюсь керамистом. Мне подумалось лишь, что это какая-то форма, например, для изразца. Правда, смутили не перевернутые надписи и то,что форма эта — фарфоровая.

На самом деле перед нами — не что иное, как литофания. Смотрим в словарь, что же это такое.

«Литофания — это производство из фарфора или бисквита (а также из полупрозрачного стекла) пластинок с изображениями, которые, если смотреть сквозь них на свет, кажутся одноцветными картинками, представляющими надлежащую градацию светлых и теневых мест — градацию, которая получается от большей или меньшей толщины фарфоровой или бисквитной массы в различных частях пластинки. При изготовлении литофании делается металлическая или также фарфоровая (обожженная) форма, в которой изображение исполнено умеренно рельефно; по этой форме оттискивается пластинка, воспринимающая то же изображение, но уже в впалом виде, и затем она обжигается в муфеле. Все искусство художника, изготовляющего литофании, состоит в уменье при делании формы хорошо соразмерить выпуклости на ней, так, чтобы места, долженствующие быть в оттиске с нее наиболее прозрачными, были достаточно возвышенны, а те, которые должны быть менее прозрачными и совершенно непрозрачными, — достаточно впалыми».

Интересно, как литофании смотрятся на просвет? А вот как:

Просто потрясающий эффект, на мой взгляд: объемы и толщинки как будто оживают и пластина приобретает совсем другой вид. По сути, получается некое подобие 3D-эффекта, только намного более трудоемко и хитро выполненное.

Вообще, искусство литофании появилось в Китае, как отличительный знак настоящего китайского фарфора. На дне чашки или тарелки делали тиснение с изображением лица улыбающейся девушки. Увидеть данный рисунок можно было только посмотрев на черепок сквозь луч света. Так что отличить настоящий китайский фарфор от поддельного было проще простого.

Кроме девушки чуть позже на дне можно было увидеть, например, ангела с полотна Рафаэля:

Особую популярность литофания приобрела в середине XIX-го века, а первый патент на нее был выдан в 1827 году в Париже. Вскоре большинство изготовителей фарфора пустили эту технику в массовое производство, причем конкуренты нередко копировали друг у друга новые модели. Наиболее востребованным товаром в 1830-1865 годах были плафоны. Потом по неизвестным причинам, популярность этого искусства резко спала. Вроятно, это произошло по причине присыщенности людей подобными изделиями и они попросту надоели. Однако, в наши дни у литофании появились новые возможности и материалы и она потихоньку начала возрождаться из забытия.

Автор

Добавить комментарий