Причудливое совершенство “скульптурной” вышивки Мередит Вулнаф

Такому известному и распространённому виду рукоделия, как вышивка — не одно тысячелетие. Казалось, о её видах, способах выполнения и материалах для работы, известно всё. На таком возделанном поле трудно вырастить что-то совершенно новое и необычное. Но у творческих натур, как говорится, — нет предела совершенству.

И современной австралийской художнице Мередит Вулнаф в 21-м веке удалось почти невозможное: создать оригинальный вид вышивки, напоминающий элементы окружающего природного ландшафта: разнообразную листву и цветы, корни и сплетение ветвей, окаменевшие частички раковин и коралловых рифов.

Как часто можно услышать, что природа — лучший, и самый искусный художник. И с этим не поспоришь. Но именно она — неиссякаемый источник вдохновения и поисков для многих и многих художников, писателей, музыкантов и вообще всех, кому не чужд творческий непокой, и желание творить.

Прекрасно стремление приблизиться к совершенству мироздания, открывающее скрытые таланты и яркие способности в человеке.

С чего всё начиналось

Природа стала источником вдохновения и для австралийки Мередит Вулнаф. Излюбленные темы оригинального творчества художницы: листья деревьев, цветы саванн, и, в особенности, обитатели океана: кораллы, ракушки, окаменевшие от времени, и живые.

Принеся однажды охапку опавших листьев эвкалипта в мастерскую, Вулнаф словно впервые увидела их лаконичную форму, и игру цвета на листочках разной степени увядания. Ей захотелось отразить свои впечатления и наблюдения в вышивке. Результатом кропотливой работы не одного дня стали несколько десятков листьев, напоминающих те, что Мередит собрала в лесу. Художнице захотелось попробовать изобразить при помощи вышивальной иглы и другие природные элементы, более сложные по форме и оттенкам. Так началась история её увлекательного творчества.

Материалы и инструменты

Всякая вышивка требует основы — тканевой, из меха, кожи и другого материала, который можно “расписать” цветными нитками, бисером и жемчугом, серебряной и золотой тесьмой, и ещё множеством различных, самых неожиданных материалов.

Оригинальность работ Вулнаф — прежде всего в материале основы, который невозможно увидеть в готовом изделии. Секрет в том, что в качестве основы художница использует не обычную ткань, а специальную, ту, что применяют для стирки и дезинфекции медицинского белья в хирургических отделениях. Главная особенность ткани — она полностью растворяется в горячей воде.

В остальном процесс такой же, как и при обычной вышивке на машинке: эскиз наносится на ткань, закреплённую в пяльцах, и по нему выполняется рисунок.

Художница никогда не окрашивает готовые изделия: все работы Мередит вышивает цветными нитками, с заранее определённой и подобранной палитрой цветов.

Кажущаяся простота работы обманчива: чтобы рисунок готовой вышивки остался цельным и прочным после того, как ткань основы полностью растворится, Мередит придумала особое соединение вышивальных стежков. Путём многолетних проб и поисков талантливой австралийке удалось найти способ, при котором все, даже мельчайшие элементы вышивки, прочно держатся вместе после освобождения от основы.

Излюбленные мотивы

У Вулнаф есть любимые модели, взятые из природы, к ним она обращается чаще всего.

Листья древнего гинкго билоба

Веерообразные листья этого одного из старейших деревьев на планете, привлекли автора своей необычной структурой и яркой “фотогеничностью”. Они отлично собираются в различные композиции, состоящие из одних “вееров»”гинкго разного размера: от миниатюрных, до довольно крупных.

Изредка Мередит компонует листья гинкго с вышитыми листьями других деревьев.

В некоторых работах художница использует многослойный вариант вышивки листочков-вееров.

“Обыкновенный кораблик” наутилус

Второй популярной и любимой моделью Мередит Вулнаф стал моллюск наутилус помпилиус, из глубин Тихого и Индийского океанов. Он привлёк автора формой закрученного спиралевидного панциря, и таким же рисунком-спиралью на нём, расписанным природой сложными оранжевыми оттенками.

В готовых работах художницы, изображающих объёмную раковину наутилуса, зритель видит изящную спираль, точно поднятую с океанского дна. Она кажется одновременно и хрупкой, и необычайно прочной, как бы окаменелой от многолетнего пребывания в океанских глубинах.

Кораллы

Ещё один излюбленный материал австралийской вышивальщицы — обитатель мелководья тропических морей — коралл. “Ветки” коралловых рифов напоминают голые ветви деревьев и кустарников, сбросивших всю листву. В работах Мередит коралловые композиции очень похожи на настоящие.

Использование мотива кораллов в работах Вулнаф не случайно. Художница сознательно делает акцент на этом подарке природы. Известно, что колонии кораллов Большого Барьерного рифа у побережья Австралии угрожают как природные факторы, так и излишне активная человеческая деятельность. По словам Вулнаф, ей хотелось бы, чтобы люди осознавали и принимали на себя ответственность за экосистему морей и океанов, стремились сохранить их первозданную красоту и неповторимость.

Вышивкой наутилусов и коралловых ветвей художница запечатлевает мгновение прекрасного: и вечного, и преходящего одновременно.

Законченные композиции Мередит, как правило, оформлены в лаконичном стиле минимализма. Автор размещает вышивку в небольших белых рамках, или крепит композицию прямо на плотный белый лист. Работы выглядят лёгкими, почти невесомыми, кажется, они держатся сами по себе, без каких-либо креплений. Часть вышивок Вулнаф помещает в прозрачную смолу — это также выглядит эффектно и необычно. В планах художницы есть создание украшений из вышивки, залитых в смолу.

Запечатлённые в вышивке Мередит Вулнаф элементы окружающей природы тонко передают их объём, разнообразие и богатство цвета и оттенков, причудливую, едва уловимую игру света и тени.

Вышитые австралийской художницей композиции лаконичны и сдержанны, в них всегда присутствует элемент гармоничной законченности, когда кажется, что ещё один стежок уже будет лишним. А между тем, эти сдержанные картины способны задержать внимание зрителя надолго. Есть в них что-то умиротворяющее и медитативное.

Работы замечательной художницы напоминает причудливое кружево, сотканное из каких-то настоящих природных материалов: паутины ли из лесной чащи, тонких ли водорослей у прибрежной полосы, застывших ли в морозном воздухе изломанных веточек кустарника.

При всей воздушности работ Вулнаф, есть в них и определённый скульптурный объём, и чёткая фактура.

Многие вышивки Мередит Вулнаф напоминают зарисовки растений со страниц старинных атласов по ботанике.

По словам самой художницы, её главное стремление — привлечь внимание людей к красоте окружающего мира, увидеть её гармонию, изящество и совершенство созданных природой творений, даже самых, на первый взгляд, неброских и скромных.

В чудесных вышивках Мередит словно сконцентрирована сама жизнь, с её хрупкостью и красотой, причудливой сменяемостью и неожиданным постоянством, быстротечностью и вечным движением вперёд.

Смотрим и любуемся:

Автор

Добавить комментарий