От превосходных книжных иллюстраций до создания гривны и украинской азбуки. Жизнь и творчество выдающегося художника Георгия Нарбута

Жизнь выдающегося художника Георгия Нарбута была недолгой, но яркой. Судьбой ему было отмерено всего 34 года, но он успел не только невероятно много сделать для украинского народа, но и как превосходный художник внес свой вклад в мировую культуру.

От детских «вытынанок» до первых иллюстраций

У каждого ребенка есть заветная мечта. Маленький Георгий больше всего на свете хотел научиться рисовать, но в доме не было ни красок, ни карандашей, поэтому любимым занятием мальчика было вырезание из бумаги различных декоративных фигурок — «вытынанок». Кто знает, может быть, именно это детское увлечение позволило потом Георгию стать одним из лучших мастеров в жанре силуэта.

Родился будущий художник 25 февраля 1886 года на Черниговщине, неподалеку от Глухова, в селе Нарбутовка, основанном далекими предками еще в 17 веке. Его отец был потомком древнего обедневшего рода литовских дворян. Иван Яковлевич Нарбут слыл высокообразованным, но довольно легкомысленным человеком, картежником и кутилой. Промотав остатки состояния, после окончания Киевского университета он так и не смог найти достойную работу и отправился в родовое имение. В Нарбутовке Иван Яковлевич женился на совсем юной, рано осиротевшей дочери священника Неониле Николаевне. В браке у Нарбутов родилось 9 детей, но двое из них умерли еще в младенчестве.

В 10 лет Георгия отправили учиться в Глуховскую гимназию. После вольной жизни в Нарбутовке учеба казалась мальчику сущим наказанием. От скуки не спасали даже уроки рисования. Его дважды оставляли на 2-й год, в итоге, с трудом отучившись, он окончил гимназию одновременно со своим младшим братом Владимиром.

Сама жизнь в Глухове, казавшимся мальчишкам когда-то огромным и цивилизованным городом по сравнению с их селом, была уныла и однообразна. Все развлечения местной молодежи сводились к редким представлениям заезжих актеров и скучным вечеринкам.

Единственным спасением для братьев была Глуховская публичная библиотека. Они часами просиживали, читая книги и журналы. Особенно Георгию нравился «Мир искусства», созданный лучшими художниками того времени. Азы художественного мастерства юноша постигал самостоятельно, перерисовывая гравюры немецкой Библии, иллюстрации Ивана Билибина и старинные шрифты.

На предпоследнем году обучения в гимназии Георгий проиллюстрировал детскую книгу Алексея Толстого «Война грибов», которую купил градоначальник Глухова за огромную по тем временам сумму — 100 рублей.

Братья мечтали переехать в Петербург, но отец сначала не хотел отпускать сыновей в столицу и отказался дать им денег на дорогу. Никто в Нарбутовке и Глухове тогда и предположить и не мог, что двое юношей из глубокой провинции войдут в историю искусства и литературы: Владимир — как поэт-акмеист, а Георгий — как выдающийся график и иллюстратор.

Покорение Петербурга

С того самого момента, как братья покинули Нарбутовку и отправились в российскую столицу, казалось, что сама фортуна позаботилась о том, чтобы у юношей все сложилось благополучно. Они сразу поступили на факультет восточных языков Императорского универститета и окунулись в самую гущу культурной жизни Петербурга.

Удивительно быстро Георгий вошел в круг «мирискуссников» и познакомился со своим кумиром Иваном Билибиным, который оказал самое действенное участие в его судьбе. Иван Яковлевич увидел в юноше огромный дар, сдал ему за символическую плату комнату в своей квартире и непосредственно занялся его художественным образованием.

В 1906 году И. Билибин отправляет Нарбута для дальнейшего обучения к Н.К. Рериху, который возглавлял Императорское общество поощрения искусств.

Некоторое время Георгий посещал знаменитую художественную студию Е. Н. Званцевой, где его педагогами были Л. Бакст и М. Добужинский.

Получив лучшее от педагогов, Нарбут много трудился и постепенно выработал свой, неповторимый и узнаваемый, авторский стиль. В художественных кругах Петербурга о нем заговорили, как об одном из лучших графиков столицы, издатели наперебой заказывали ему иллюстрации для книг, а весной 1909 года он представил свои работы на самой значимой столичной выставке того времени — 6-й выставке Союза художников.

Вскоре по рекомендации М. Добужинского Нарбут отправляется в Мюнхен, где познакомился с западноевропейской графикой и учился изобразительному мастерству в студии Эмилия Преториуса.

В 1910 году Георгий вошел в основной состав объединения «Мир искусства» и стал постоянным сотрудником журнала «Аполлон».

В 1914 году Нарбут приняли на службу в департамент геральдии. Вскоре Георгия призвали на военную службу, но при содействии М. Добужинского его не отправили на фронт, а зачислили в историческую комиссию при Красном Кресте.

Послереволюционный период. Киев

В марте 1917 года Георгия отправили в командировку в Киев с целью организации сохранения памятников культуры. В сентябре он стал самым юным профессором новосозданной академии искусств, а еще через три месяца ее возглавил.

Летом того же года новая украинская власть объявила конкурс на создание дизайна новых денежных купюр. Свои работы представили десятки художников, но победили эскизы Нарбута, как наиболее выражающие национальную идею. На нарбутовском варианте купюры в 100 карбованцев были изображены декоративные шрифты, самострел и трезубец святого Владимира, ставший впоследствии государственным украинским гербом. Такая символика восходила к эпохе расцвета Киевской Руси, когда трезубец считался одним из атрибутов княжеской власти.

В бурное послереволюционное время власть в Киеве менялась по несколько раз в год, но Нарбут много работал при любых руководителях. Удивительно, как много он успел сделать за оставшихся три года жизни:

  • создал первые национальные банкноты в 10, 100 и 500 гривен;
  • стал автором серии первых украинских марок;
  • разработал новый дизайн для армейской униформы;
  • оформил сотни этикеток и упаковок для украинских товаров;
  • иллюстрировал книги и журналы;
  • наладил издание книг на украинском языке.

Огромным вкладом в национальную культуру стало создание Георгием Нарбутом первой украинской азбуки. Он начал работать над ней еще в 1917 году, проиллюстрировав 13 букв, и продолжил спустя два года. К сожалению, ранняя смерть помешала художнику завершить работу. Несмотря на это, книга была выпущена, и до сих пор «Абетка» Нарбута считается непревзойденным по мастерству шедевром книжнойграфики. В них художник умело сочетал мотивы украинского фольклора, элементы национального орнамента, достижения западноевропейского шрифта и старинных рукописных книг.

А в это время Владимир Нарбут, покорив вершины поэтического олимпа вместе с акмеистами А. Ахматовой. Н. Гумилевым и О. Мандельштамом, бурно окунулся в революционную романтику, примкнув сначала к левым эсерам, потом к большевикам. В 1917 году он покинул Петербург и отправился в родные места, где вошел в состав Глуховского совета.

Братья расходились по своим политическим убеждениям, но это не мешало им, как и раньше, встречаться и говорить часами напролет обо всем на свете. Одна из таких встреч обернулась трагедией. Новый 1918 год Нарбуты решили встретить вместе, собравшись всей большой семьей в селе Хохловка. В разгар праздничного веселья в дом ворвалась банда красных партизан и устроила погром. Чудом удалось уцелеть Георгию, погиб на месте любимый брат Сергей, только вернувшийся с фронта. Владимир получил четыре пулевых ранений в левую руку, которую врачам не удалось полностью спасти, кисть пришлось ампутировать. Когда нападавшие выяснили, что громили семью известного члена партии, они навестили его в больнице и извинились. Партбилет не мог вернуть здоровую руку, как и не смог предотвратить через 20 лет расстрел его владельца, поэта и старого большевика Владимира Нарбута.

Георгий тяжело переживал смерть одного брата и ранение другого. По понятным причинам пришедшие к власти коммунисты были ему ненавистны. Неизвестно, как сложилась бы в дальнейшем его судьба, но в конце 1919 года Нарбут переболел тифом, давшим тяжелейшие осложнения на почки и печень. Солнечным весенним днем 23 мая 1920 года после операции по удалению почечных камней Георгий Нарбут скончался.

Художник умер, но его наследие продолжает жить, продолжая восхищать потомков. Иллюстрации Георгия Нарбута к сказкам Андерсена, басням Крылова, произведениям Пушкина и Жуковского, народным русским и украинским сказкам считаются признанными шедеврами мирового изобразительного искусства.

Иллюстрации:

Автор

Добавить комментарий