35 фактов о Титанике

100 лет назад легендарное судно «Титаник» погрузилось на дно Атлантического океана, так и не закончив свой первый рейс. На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Масштабная катастрофа, потрясшая мир.

Лайнер считался непотопляемым, поэтому создатели дали ему такое громкое амбициозное имя. И, будто бы в качестве наказания за амбициозность, «Титаник» погубил огромное количество людей.

Интересные факты о лайнере:

— 12 апреля в 12:00 — «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк».

— Титаник затонул 15 апреля в 2:20, разломившись на две части под весом носовой части, которая была заполнена водой. После этого  вторая половина  на некоторое время приняла горизонтальное положение, после чего вновь была увлечена за собой носом и затонула в считанные минуты. Первой на скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезалась в океанское дно на глубине 3750 метров.

— Первый и последний рейс Титаника составил всего четверо суток, семнадцать часов и тридцать минут.

— У Титаника было 4 трубы, однако лишь три из них были функционирующими — четвертая была добавлена «для красоты».

— На борту Титаника выпускалась собственная газета «Атлантический ежедневный бюллетень». В ней печатали новости, курсы акций, объявления, сплетни, результаты скачек и меню.

— Судно включало в себя 16 водонепроницаемых отсеков, которые в случае разгерметизации блокировались в течение 25 секунд. Титаник был сконструирован так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх. Исследователи считают, что айсберг пропорол не менее шести отсеков, что привело к гибели судна.

— Стоимость билета первого класса составляла $ 4350 (эквивалент сегодняшних 100 тысяч долларов), огромные по тем временам деньги.

— На создание Титаника было потрачено $ 7,500,000 и три  года времени. При строительстве лайнера было использовано 3 миллиона заклепок.

— Титаник не крестили по морскому обычаю, т.к. его владельцы не верили в приметы. Обычно о борт нового корабля, отправляющегося в плавание, разбивают бутылку шампанского.

— На борту Титаника было 2224 человека, но общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества людей на борту. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение же Титаника составляло 46 328 тонн.

— 14 апреля должна была состояться тренировка посадки в спасательные шлюпки, но по непонятным причинам капитан отменил ее. Предполагается, что если бы тренировка была проведена — спаслось бы большее количество людей.

— На Титанике не использовались бинокли для впередсмотрящих, поскольку отсутствовал ключ от сейфа с биноклями. Его забрал второй помощник капитана Блэр, когда капитан его выкинул из команды, взяв на борт члена команды из Олимпика. Не исключено, что отсутствие бинокля стало одной из причин крушения лайнера.

— С момента обнаружения айсберга у экипажа было всего 37 секунд, чтобы избежать катастрофы. Первый офицер Мэрдок скомандовал повернуть влево и дать полный назад, но это не помогло.

— Судоходная компания «Уайт Стар Лайн», предусмотрела на корабле все: теннисный корт и плавательный бассейн, европейские и турецкие бани; зимний сад, каток для бега на роликовых коньках, площадку для игры в гольф, спортивный зал, трюм-гараж для автомобилей, госпиталь с операционной, справочное бюро, почтовое отделение, радиотелеграф, библиотеки, парикмахерские, курительные салоны и даже детскую площадку с песочницей. Специальные помещения были отведены для четвероногих животных — любимцев пассажиров, а также салоны для камердинеров миллионеров и горничных их жен. «Титаник» назвали «Экспрессом миллионеров». На время плавания «Титаник» стал местом встречи и общения нефтяных угольных и стальных «королей», представителей высшего общества.

—  Для удобства высокопоставленных персон, Джозеф Брюс Исмей (директор-распорядитель пароходной компании «Уайт Стар Лайн»), приказал уменьшить количество спасательных шлюпок с 48 до 16. Причём 16 было минимальным количеством для «Титаника», разрешённого Торговой палатой. Также, во время первого рейса Титаника, Итем настоял на том, чтобы скорость лайнера увеличили до максимума — это также стало одной из причин трагедии.

— Длина Титаника составляла 268,98 метров, ширина — 28,2 м. Вес «Титаника» при полной загрузке был 46328 тонн, водоизмещение — 66 тысяч тонн. Максимальная скорость 24 — 25 узлов.

— Опасаясь того, что шлюпки могут не выдержать большого количества пассажиров, в первые минуты их загружали меньше, чем на половину (по 20 человек), хотя на испытаниях шлюпки выдерживали вес 70 мужчин. После замечания, которое сделал главный инженер, шлюпки стали наполняться полностью. Также на борту были складные лодки, которыми воспользовались некоторые офицеры.

— В результате анализа операции по спасению людей, можно сделать вывод о том, что при адекватных действиях экипажу ужалось бы спасти как минимум еще 553 человека.

— Ближе всех к месту крушения Титаника находился корабль Калифорниэн, однако на помощь пострадавшим он не пришел, хотя экипаж и видел световые сигналы бедствия, которые подавали с тонущего лайнера.

— Оркестр, играющий на палубе лайнера — вовсе не выдумка Джеймса Кэмерона, отразившего этот факт в своем фильме. Музыканты героически играли, пытаясь подбодрить пассажиров до самого конца. Руководил оркестром скрипач Уоллас Генри Хартли. Никто из музыкантов не спасся. Один из выживших пассажиров рассказывал, что видел играющий оркестр у парадной лестницы. Также, он сказал, что когда их стала смывать вода, Хартли, держась за перила на крыше парадной лестницы, произнёс: «Господа, я прощаюсь с Вами!». Позже газеты писали, что музыканты «Титаника» «вошли в число самых благородных людей в морской летописи».

— После полного погружения Титаника на дно, спасательные шлюпки не стали возвращаться за людьми, оказавшимися в ледяной воде. Офицеры боялись, что шлюпки перевернут пытающиеся спастись.

— На лайнере имелось 8 стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5—3,2 м. Самая верхняя была шлюпочной, под ней находились семь остальных, обозначенных сверху-вниз буквами от «A» до «G». Только палубы «C», «D», «E» и «F» проходили по всей длине судна.

— Причиной низкой выживаемости пассажиров 3 класса считаются препятствия, которые экипаж чинил для их прохода на палубу — якобы для того, чтобы не было давки при посадке в шлюпки.

— За четырнадцать лет до гибели Титаника (в 1898 году) Морганом Робертсоном был написан  роман «Тщетность, или крушение Титана», повествующий о катастрофе корабля, схожего по характеристикам с Титаником. По сюжету, лайнер, отправившийся из Нью-Йорка в Великобританию, сталкивается с айсбергом, который не был замечен в тумане. Роман вышел в свет в роковом 1912 году, незадолго до гибели Титаника. В связи с этим появилась легенда о предсказании, сделанном Робертсоном.

— Титаник — один из трех трансатлантических лайнеров, входящий с серию под названием «Олимпик». Существовало еще два корабля, аналогичных ему: Олимпик и Британник (ранее — Галактик). Суда были построены на верфях компании «Харланд энд Вольф» по заказу печально известной компании «Уайт Стар Лайн» в начале 20 века. Судна должны были составить конкуренцию быстроходным лайнерам компании «Кунард Лайн»: «Лузитании» и «Мавритании».

К сожалению, судьба лишь одного из трех лайнеров оказалась счастливой: Олимпик успешно перевозил людей вплоть до 1935 года, когда его списали не металлолом. Британник же постигла не менее печальная участь, что и Титаник: в 1916 году он был торпедирован немецким минным кораблем (заградителем) и затонул в течение 55 минут.

Олимпик:

Титаник:

Британник:

— Айсберг, погубивший Титаник, относится к редкому типу «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхности оказывается тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно.

— Лучшая сталь того времени, из которой был сделан Титаник, становилась хрупкой при низкой температуре. Вода в ту ночь была +2 — +4°C, что и сделало обшивку судна уязвимой.

— Кроме спасшихся людей, в шлюпках оказалось и две собаки: пекинес и померанский шпиц. Двое счастливчиков из числа 9 собак, находящихся на борту.

— Существет так называемая «Теория заговора», родившаяся на основании большой схожести Титаника и Олимпика. Стороники данной теории считают, что корабли-близнецы поменяли местами с целью покрытия страховых расходов после столкновения Олимпика и английского судна «Hawk». Однако, данная теория потерпела крушение после того,как со дна океана подняли табличку с номером «401» : строительным номером «Титаника», в то время, как у «Олимпика» номер был «400-м».

— В городе Личфилд, на центральной площади, установлен памятник капитану Эдварду Джону Смиту. В Ливерпуле, на набережной реки Мерсей, у здания Королевской биржи воздвигнут монумент погибшим механикам. В Белфасте, где был построен «Титаник», находится мраморная композиция, изображающая русалок, спасающих моряка. На кладбище города Колн установлен бронзовый бюст руководителю оркестра, дирижеру и скрипачу Уолласу Генри Хартли.

— Одной из пассажиров Титаника была легендарная Маргарет Брайн, вошедшая в историю под именем «Непотопляемая Молли Браун». Несмотря на то, что она относилась к числу пассажиров Первого класса, Маргарет активно помогала спасаться окружающим, усадивая людей в шлюпки. Она даже шутила: «Если случится худшее, я выплыву». В конце-концов, кто-то силой столкнул ее в шлюпку №6. В спасательном судне было всего 24 человека и Молли активно спорила со старшим лодки, чтобы тот вернулся подобрать выживших. Когда одной из женщин стало холодно, Маргарет отдала ей свое меховое манто, а когда замерзла и сама, призвала всех женщин садиться за весла, чтобы согреться, и гребла сама. Когда они самостоятельно доплыли до судна «Карпатия», она занялась всеобщей организацией: собирала средства, вещи и продукты для помощи пострадавшим. Когда корабль добрался до порта, Молли уже собрала порядка 10000 долларов для выживших и потерявших все людей. Позднее она организовала «Фонд спасшихся с Титаника».

— Вайолетт Констанс Джессоп — стюардесса компании «Уайт Стар Лайн», по интересному стечению обстоятельств, побывала на всех трех судах линии «Олимпик» и пережила на их бортах три катастрофы. Когда ей было 23 года, 20 октября 1910 года она, будучи стюардессой, взошла на борт  лайнера «Олимпик». Капитаном был Эдвард Дж. Смит. 20 сентября 1911 года «Олимпик» из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером «Хоук». Катастрофа обошлась  без жертв и оба судна, получив повреждения (на боку Олимпика образовалась  14-ти метровая пробоина, повредившая 2 отсека), остались на плаву.

14 апреля 1912 года Вайолетт также была на борту Титаника. Стоит отметить, что капитаном того рейса был также Эдвард Дж. Смит. Когда корабль столкнулся с айсбергом, стюардесса спаслась на шлюпке №16. Она вспоминает, что перед тем, как сесть в шлюпку, какой-то мужчина попросил позаботиться о его маленьком ребенке. Когда Вайолетт оказалась на борту «Карпатии», к ней подскочила женщина, вырвала из рук малыша,и, не сказав ни слова, убежала.

Во время Первой Мировой Войны Вайолетт в качестве медсестры оказалась на борту Британника. 21 ноября 1916 года, когда лайнер подорвался на мине, и началась эвакуация на спасательных шлюпках, две из них затянуло по работающие винты корабля. В одной из лодок была и Вайолетт. Ей чудом удалось спастись, несмотря на то, что она сильно ударилась головой о киль.

— Уже через месяц после гибели лайнера был снят фильм «Спасшаяся с Титаника». Главную роль в нем сыграла Дороти Гибсон, которая на самом деле была пассажиром корабля и пережила катастрофу. Этот фильм был первым, в котором использовалась цветная кинопленка (для двух сцен).

— Фильм «Титаник», выпущенный в 1997 году, 13 лет являлся лидером по кассовым сборам в мировом кинопрокате ($1 845 034 188, из них $600 788 188 — в США), но в 2010 рекорд «Титаника» побил фильм «Аватар», снятый тем же режиссёром — Джеймсом Кэмероном. В апреле 2012 года в столетие катастрофы Кэмерон выпустил свой старый фильм в прокат, но уже в формате 3D.

— В популярном сериале «Сверхъестественное» также упоминается Титаник (эпизод «My Heart Will Go On»). По сюжету ангел Бальтазар возвращается в прошлое и спасает лайнер от гибели. По его словам, он сделал это лишь потому, что терпеть не может фильм, снятый Джеймсом Кэмероном и «ужасный вой Селин Дион».

— В апреле 2012 года, спустя сто лет после кораблекрушения, останки корабля приобрели защиту Конвенции ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия. Отныне государства-участники Конвенции имеют право воспрепятствовать уничтожению, разграблению, продаже и несанкционированному распространению найденных на месте кораблекрушения объектов. Они могут принять все необходимые меры для защиты обломков затонувшего корабля, а также обеспечения надлежащего отношения к покоившимся в них человеческим останкам.

В качестве послесловия: я еще раз пересмотрела фильм Кэмерона. Плевать, что 3D там настолько условно, что практически незаметно. Или я просто не обратила на него внимания… Хороший фильм — хорош и без эффекта присутствия, особенно на большом экране. И ведь что удивительно: сколько раз я смотрела «Титаник» (пять? шесть? десять?), и ведь нравится, все равно. Наверное, от того, что в душе оставил большой такой след. Мне лет 12-13 было, наверное, когда я смотрела его впервые в нашем стареньком кинотеатре, года через три после премьеры. И это чувство не забыть никогда.Особенно, когда оно, спустя 13 лет, снова поднимается из глубин памяти. И вспомнилось,что тогда мечталось вот о таком же светлом, поглощающем чувстве, что было между Джеком и Розой. Стереотип? Возможно. Уж если любить — то до смерти, уж если отдавать — то всего себя. И даже сейчас, став чуть более пессимистичной и думая о том, что может, переживи Джек ту роковую ночь, их чувства бы угасли по прошествии какого-то времени, я все равно в глубине души верю, что эта любовь, длившаяся каких-то четыре дня — любовь всей жизни. Та, ради которой стоит появиться на свет.

Когда в зале включили свет, половина зрителей смотрела друг на друга покрасневшими глазами: у женщин потекла тушь, дети не скрывая своих чувств, ревели. Рядом со мной сидела девочка лет двенадцати, которая заскучала спустя час после начала, и плакала всю ту часть фильма, что Титаник тонул. Ее обнимала мама и плакала тоже. Хотя она-то, в отличие от дочки, точно не раз смотрела этот фильм, как и большинство присутствующих. Кстати, я еле-еле успела купить себе билет — все места были раскуплены за несколько часов до начала. Хотя слышала, что показ «Титаника» в этом году провалился. И мне как-то хорошо на душе стало. Люди еще не разучились верить в любовь и все еще могут сопереживать. Это замечательно. И эта милая девочка, рыдающая в мамино плечо, напомнила мне меня. Хотя я и не помню — плакала ли я, когда впервые смотрела этот фильм. Спасибо Кэмерону за такую красивую сказку, потому как я больше воспринимаю «Титаник» не как фильм-катастрофу, а как романтическую историю одной любви.

А то, что некоторые зрители захлопали в конце — вообще потрясающе. Я такого еще не видела.

35 фактов о Титанике: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *